«Формы взаимодействия с родителями для повышения их здоровьесберегающей компетентности»
Захарова Наталья Геннадьевна
г.Нижний Новгород, МБДОУ детский сад №411
Семинар «Формы взаимодействия с родителями для повышения их здоровьесберегающей компетентности».
систематизация знаний педагогов по взаимодействию с родителями в области здоровьесбережения.
-создать условия для применения педагогами творческого подхода к организациивзаимодействия с родителями по направлению пропаганды здорового образа жизни;
- расширение и закрепление знаний о различных формах работы с родителями.
Предварительная работа:
-организация фотовыставки «Мы за здоровый образ жизни»;
-оформление наглядно-агитационного материала «Как сохранить здоровье»;
-анкетирование родителей
Мультимедийная установка.
Ход семинара:
Вступительное слово старшего воспитателя:
Большую роль в соблюдении здорового образа жизни играет семья. И.К.Шилкова считает, что дошкольник чрезвычайно подражателен и если его родители следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке выработанной годами.
В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
Вопрос для обсуждения:
Готовы ли родители, по вашему мнению, к формированию у детей здорового образа жизни? (Ответы педагогов)
Слово педагога-психолога:
Анализ анкет родителей.
Слово старшего воспитателя:
Таким образом, одним из основных направлений деятельности ДОО по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
Вопрос для обсуждения:
Как повысить здоровьесберегающую компетентность родителей? (Педагоги отвечают)
Слово старшего воспитателя:
Перед нами педагогами ставится множество задач при организации работы в этом направлении:
-
повышение педагогической культуры родителей;
-
изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
-
пропаганда общественного дошкольного воспитания;
-
установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;
-
вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары;
-
валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;
-
включение родителей в воспитательно- образовательный процесс.
Работа с родителями в ДОУ разноплановая, она осуществляется по нескольким направлениям, Ю.А.Кирилова называет их блоками:
1 блок. Ознакомительно-диагностический.
-
ознакомление родителей с результатами диагностических мероприятий;
-
анкетирование;
-
информирование о результатах наблюдения за детьми в разных формах организации физического воспитания в ДОУ;
-
Беседы с детьми и родителями
2 блок .Наглядно-информационный.
-
оформление стендов («Здоровый малыш», «Физкульт-ура!», «Наши дети»);
-
выпуск стенгазет «Вместе- дружная семья», «Наши рекорды», «На прогулке всей семьей»;
-
рекомендации родителям по различным аспектам ЗОЖ;
-
фоторепортажи о совместной физкультурно-спортивной деятельности(праздники, досуги, походы, дни здоровья);
-
видеоролики, видеофильмы;
-
объявления, информационные бюллетени о спортивных мероприятиях, праздниках, соревнованиях;
-
помощь со стороны родителей в подготовке к праздникам.
3 блок. Консультативный.
-
консультации для родителей;
-
семинары;
-
круглые столы;
-
беседы;
-
дискуссии;
-
устные журналы.
4 блок. Субъективно-дефференцированный.
-
индивидуальная работа с родителями по инициативе педагога;
-
индивидуальная работа педагога с родителями по инициативе родителей
5 блок. Репрезентативно-практический.
-
совместные с родителями физкультурные занятия;
-
практикумы по проведению различных видов утренних гимнастик и т.д.;
-
ознакомление родителей с разнообразными физкультминутками;
-
обучение родителей проведению подвижных игр;
-
показ отдельных элементов спортивных упражнений и спортивных игр.
6 блок. Рекреакционно-досуговый.
-
участие совместных спортивных праздниках и досугах;
-
совместные дни, недели здоровья;
-
туризм.
Рекомендуется также привлекать родителей к участию в предварительной работе по подготовке к физкультурным досугам, спортивным праздникам (чтение литературных произведений на заданную тему, просмотр спортивных детских телепередач, разучивание стихотворений), к участию в жюри, оказанию помощи в судействе соревнований и др..
Обзор опыта работы в этом направлении:
(Краткие сообщения участников семинара)
1) Л.В. Гаврючина предлагает использовать в работе с родителями «Дневничок - здоровячок», по ее мнению, совместная работа родителей и детей по заполнению дневника, поможет родителям лучше узнать ребенка, вместе с ребенком поговорить о полезных вещах, а также взглянуть на свою семью, взаимоотношения в ней, и на самих себя глазами ребенка.
2) Н.Н.Гаврилова, Н.В.Микляева обращает внимание на более современные и действенные формы активного участия родителей в детско-родительском фитнесе, тренингах, мастер-классах, на которых педагоги ДОУ показывают и обучают родителей приемам первой медицинской помощи, самомассажу, гимнастике для глаз, дыхательным и корригирующим упражнениям. Эффективной формой работы с семьей они также считают занятия в семейных клубах, позволяющих осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка путем взаимодействия родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, и педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины. Занятия в семейных клубах предусматривают теоретическую и практическую части. В первой части предлагается сообщение или беседа специалиста по определенной теме занятия, во второй части подключаются дети, и проходит совместное выполнение какого-либо комплекса лечебно-профилактических упражнений. Н.Н.Гаврилова, Н.В.Микляева утверждает, что занятия в семейных клубах приносят значительные результаты, однако эта результативность обусловлена не только содержанием, но и качеством общения специалистов ДОУ с семьей.
3) Т.В. Ушакова, описывая опыт ДОУ, затрагивает следующие формы работы с родителями: выпуск валеологической газеты с различными тематиками «Как воспитать ребенка валеологически грамотным», «Подвижные игры в детском саду и семье», показ слайдов и видеороликов физкультурно-оздоровительного характера.
Слово старшего воспитателя:
Причиной формирования определенного отношения к здоровью у детей являются непосредственно взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Я предлагаю вам нарисовать мини-плакаты «Здоровое будущее детей в руках взрослых».
Рисование мини-плакатов «Здоровое будущее детей в руках взрослых».
(Участникам семинара раздаются листы А4, цветные карандаши, фломастеры. При желании воспитатели могут объединиться в группы. После завершения работы педагоги показывают свои плакаты и поясняют идею задуманного)
Рефлексия:
Какие формы взаимодействия с родителями вам особо запомнились?
Чтобы вы хотели реализовать в ближайшем будущем по вопросу повышения здоровьесберегающей компетентности родителей?
Заключительное слово старшего воспитателя:
Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка. Поэтому одно из направлений деятельности ДОУ по формированию здорового образа жизни у детей является взаимодействие с родителями.
Список литературы:
-
Гаврилова Н.Н., Микляева Н.В. Педагогические ситуации как средство активизации здоровьесберегающей среды ДОУ: Методическое пособие.-М.: АРКТИ, 2010.- 88С. (Управление дошкольным учреждением)
-
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с. (Здоровый малыш).
-
Ушакова В.Т. Сотрудничество с семьей в вопросах оздоровления дошкольников//Дошкольная педагогика.-2010.-№8(65)